Отечественные поезда — самые поездатые поезда в мире. Помните эту фразу, которая частенько вылетала из уст Николая Фоменко. И с этим трудно спорить, страна у нас большая, любителей путешествовать ж/д транспортом ещё больше. Но сами вагоны себя не повезут. Для этого, как минимум, нужен добротный локомотив. А где их делают — это мы сегодня и посмотрим. 47 фото Фотографии и текст zavodfoto ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод» — это крупнейшее предприятие в России по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов. Между прочим, порядка 80% всех пассажирских и грузовых перевозок в нашей стране, да и в СНГ тоже, осуществляется при помощи именно их локомотивов. Свою историю завод ведёт с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки будущего жд-гиганта, в 10 км от Новочеркасска, вблизи хутора Яново. По сути эта была голая степь без всякой инфраструктуры. Зато в самом начале строительства воздвигается деревянная арка с надписью «Паровозострой», которая и стала символом. Постепенно стройка набирает обороты и превращается в одну из крупнейших не только на Дону, но и по всей России. В 1934 году появляются два первых пятиэтажных дома. Было положено начало новому посёлку паровозостроителей, впоследствии получившему название Соцгород. Главный корпус завода: Памятник паровозу серии 159 на площади перед заводоуправлением. Родился он в апреле 1936 года, а отыскали его в одном из депо Азербайджана. Привезли сюда и восстановили, и в честь 75-летия завода установили на пьедестал. После принятого в 1928 году решения о приведении ширины колеи на узкоколейках СССР к единому стандарту, резко возросла потребность народного хозяйства в паровозах колеи 750 мм. Паровоз был спроектирован на Коломенском паровозостроительном заводе. Впоследствии с небольшими изменениями паровозы типа 159 строились по чертежам Коломенского завода Подольским, Невским и Новочеркасским заводами. До 1946 года паровоз 159 являлся основным типом узкоколейного паровоза, эксплуатировавшегося в лесной, торфодобывающей и других отраслях промышленности СССР. В общей сложности с 1930 по 1941 год было построено не менее 990 паровозов типа 159. ![Как делают электровозы Как делают электровозы](/uploads/posts/2020-01/thumbs/1579447518402.jpeg) Завод строился быстрыми темпами. С 1932 по 1936 были построены: инструментальный корпус, модельный цех, часть литейного корпуса и кузнечного цеха, главный корпус и другие объекты. Для выполнения задач, поставленных перед заводом на 1936 год, в цехах предприятия трудились 2 400 человек, из них 700 рабочих — у станков, 700 выполняли подсобные работы. Более 2 000 человек были заняты на строительстве будущих цехов предприятия. Уже через 4 года — 27 апреля 1936 года была выпущена первая продукция — это был узкоколейный паровоз 0-4-0 серии 159. Причём, над созданием первенца в авральном режиме заводчане трудились всего два месяца. Он имел конструкционную скорость — 50 км/ч, вес без тендера — 165 т, силу тяги в номинальном режиме — 3,3 т, мощность при скорости 12,5 км/ч — 154 л.с. В 1937 завод выпустил уже 70 таких паровозов. ![Как делают электровозы Как делают электровозы](/uploads/posts/2020-01/thumbs/1579447519503.jpeg) В 1936-37 годах был также освоен выпуск импортозамещающей продукции — узкоколейных паровозов серии 159, экскаваторов на гусеничном ходу для торфоразработок, ширококолейных 54-тонных танк-паровозов серии 9П. Шла подготовка к выпуску гусеничных грейдеров и магистральных паровозов для железных дорог СССР. Кстати, работая над выполнением плана по выпуску паровозов, 19 сентября 1936 года новочеркасские паровозостроители впервые в СССР изготовили цельнолитую раму для электровоза ВЛ19 по специальному заказу Коломенского завода. До этого момента отливка рамы производилась частями, что значительно увеличивало ее стоимость. ![Как делают электровозы Как делают электровозы](/uploads/posts/2020-01/thumbs/1579447520604.jpeg) Конечно же, куда мы без Ильича. кто же нам дорогу будет показывать к светлому будущему: ![Как делают электровозы Как делают электровозы](/uploads/posts/2020-01/thumbs/1579447521705.jpeg) Через дорогу от проходной стоит ещё памятник — электровоз ВЛ22м-185 (Владимир Ленин, осевая нагрузка 22 тс, изначально См — Сурамский модернизированный). Здесь он появился в 1986 году к 50-летию завода. Это первый электровоз, выпущенный на НЭВЗе. Почему же 185, а не 001? А тут всё просто, предыдущие 184 электровоза этой модели были изготовлены на заводе «Динамо» в Подмосковье. Такие электровозы выпускались с 1938 по 1941 гг. Всего до 1941 года было построено 37 электровозов серии ВЛ22. Работали электровозы серии ВЛ22 в основном на Закавказской и Пермской железных дорогах. Большинство этих локомотивов было исключено из инвентаря в 1977—1980 гг. Большая удача, встретить труды отечественных станкостроителей. Это лазерные раскройные комплексы Навигатор от Компании ВНИТЭП из города Дубна, что в Московской области. После войны, перед страной стал вызов по её быстрому восстановлению. А без нужного количества современных поездов, такую задачу было выполнить крайне сложно. По прикидкам специалистов, было необходимо выпускать по 200-250 электровозов в год. И уже в 1947 году завод выпускает новую для себя продукцию — шестиосные магистральные электровозы постоянного тока, мощностью 2400 кВт типа ВЛ22М. Электровоз был создан на основе разработок инженеров Коломенского тепловозостроительного завода и Московского завода «Динамо». Первый электровоз был сдан заказчику 7 марта 1947 года, с 1948 завод приступил к их серийному производству. В связи с этим и имя получает новое, теперь наш герой — Новочеркасский электровозостроительный завод. А это уже Сварочно-кузовное производство. Корпус сборки рамы кузова. По сути, именно с рамы и начинается рождение будущего локомотива: Автоматический станок сварки боковин рамы. Модно-современно-эффективно. А я продолжаю про историю. Особое внимание НЭВЗ начинает уделять и созданию электровозов для промышленных предприятий. Так в 1950—1957 гг. ими были созданы 16 типов электровозов, основным из которых стал четырехосный электровоз постоянного тока 1,5кВ IV КП-1 со сцепным весом 80 тонн. Эти электровозы и сегодня работают на ряде предприятий Сибири, Урала и Дальнего Востока. Кстати, вот одного такого красавца, да ещё при деле, я поймал на шлюзах Камской ГЭС. Меня даже на нём прокатили: Благодаря использованию железнодорожной тяги — электровозов, оборудованных специальными лебедками для проводки несамоходных судов барж и плотов, получилась довольно сильная экономия. В 1959 году начался серийный выпуск магистральных грузовых электровозов переменного тока ВЛ60. Начали уверенно брать наши машины и иностранцы. Например, с 1971 по 1990 гг. большие партии грузовых электровозов были специально изготовлены для Финляндии (Sr1), Польши (ЕТ42), Китайской Народной республики (8G). В связи с ростом грузооборота с 1961 года совместно с ВЭлНИИ здесь создаются электровозы для вождения грузовых составов. Кстати, впервые в отечественной практике на электровозе ВЛ85 была установлена автоматизированная система управления (АСУ), построенная на основе микропроцессоров и другой микроэлектроники, которая позволила плавно разгонять состав до требуемой скорости с заданным током тяговых электродвигателей. Новый локомотив давал экономический эффект более 200 тыс. руб./год (в ценах 1980 г.). Всего же за годы своей работы силами Новочеркасских электровозостроителей было создано более 65 типов и изготовлено около 16,5 тысяч электровозов различного назначения. Самое большее количество было выпущено в 1986 году — 397 единиц. Сегодня ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод» — это крупнейшее предприятие в России по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов.
В свою очередь, АО «Трансмашхолдинг» — это российский лидер в отрасли транспортного машиностроения, входит в TOP-10 крупнейших мировых производителей железнодорожной продукции. В состав компании входят 15 производственных и сборочных площадок в России и других странах мира. На предприятиях компании трудятся более 57 тысяч человек. Новочеркасский электровозостроительный завод — это предприятие полного производственного цикла, от литья до сборки. В состав завода входят 10 основных цехов. Завод также имеет в своём распоряжении кольцевую дорогу длиной 7,4 км, используемую для обкатки электровозов. Площадь завода составляет примерно 112 гектар или 1,12 км². На этой территории, например, легко бы разместились 2,5 Ватикана (его размеры равны 0,44 км²) или почти всё Княжество Монако (1,95 км²). Заслуги завода в деле оснащения электровозами железных дорог и предприятий страны были высоко оценены на самом высоком уровне: в 1971 году завод был награжден орденом Ленина, в 1980 году — присуждена международная премия «Золотой Меркурий», в 1994 г. — премия «Европейское международное золотое созвездие», в 1997 г. — почетный знак «Факел Бирмингема». Участок по заготовке колёс. Заготовки колес в цехе: Тележечный цех: Идёт активная работа над тележкой будущего электровоза: Работа над островами двигателей: Здесь производят якорные и полюсные катушки. Из первых состоит обмотка якоря тягового электродвигателя, а из вторых состоит обмотка возбуждения, с помощью которой создается магнитное поле. В электромашинном цехе производят коллекторы, якоря (так называют вращающуюся часть электродвигателя) и другие детали двигателей. Двигатель тяговой постоянного тока (ДТК-417к): Двигатели электровозов: Участок по сборке трансформаторов. Прямо перед нами трансформаторы ОНДЦЭ-4350/25: На этом участке собираются пульты машиниста: Участок сборки кабин: Цех сборки: Сборка электровозов происходит на нескольких эталонных линиях. Вся сборка одного локомотива занимает примерно 30-40 дней в зависимости от модели. Также смотрите:
Новый плацкарт РЖД
Аэроэкспресс: как устроен его сервис
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
|